"Внутренний мир человека с точки зрения авторов разных эпох".

Хвощева Елена

Часть 1. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита".

Внутренний мир и сущность человека. Как много было сказано об этом. Как много произведений посвящено. И, все же, на эту тему хочется говорить снова и снова. У каждого человека существует свое мнение, и спора быть не должно. Вот поэтому, прочитав роман писателя 20-века Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", кто-то согласится со мной, а кто-то посчитает нужным высказать свое мнение. Если читать не внимательно, можно подумать, что автор хотел показать потусторонний, нереальный мир. Конечно, ведь со страниц произведения к нам в голову просто бегут ведьмы, вампиры, черти. Вникнув глубже, начинаешь понимать, что на страницах романа ведут вечную борьбу добро и зло, тьма и свет. Но я воспринимаю эту борьбу, как спор, происходящий внутри каждого человека, определяющий в итоге всю его сущность. Что больше присуще человеку: добро или зло? На этот вопрос пытались ответить многие философы, писатели, поэты. Вот и мы на основе романа "Мастер и Маргарита" попытаемся разобраться в этом и понять, что хотел сказать Булгаков.

Первое, что понимаешь при чтении глав, это то, что время ни на каплю не изменило людей. Что в городе Ершалаим, что в Москве на их долю выпадают все те же моральные проблемы и задачи. Изменилось все: образ жизни, среда обитания, взгляды, но спор, происходящий внутри, остался тем же. Анализируя события можно придти к мнению, что у человека больше темных сторон. Так Понтий Пилат отдает приказ казнить Иешуа, поддавшись тем самым страху и несправедливости, открыв свою душу тьме. Маргарита переходит на сторону Сатаны не колеблясь и не задумываясь о последствиях. Ей даже нравятся эти действия, так как она добилась своей цели. Мастер не в силах справиться со всеми испытаниями, следует за возлюбленной, оставляя все те добрые дела, которые мог совершить. То же самое можно наблюдать и в театре. Зрители представления охотно принимают подарки: деньги и одежду, хотя недобрые намерения "иностранного артиста" и его помощников, становятся видны сразу. Несколько раз было подчеркнуто, что происходящее является черной магией, а как известно, этот термин не может использоваться вместе с добрыми намерениями. Черный кот Бегемот и Коровьев ведут себя очень нагло и бесшабашно, тем самым подчеркивая неуважение к публике. Но жители Москвы, казалось бы из высших слоев общества, заняты подарками, за что в последствии будут наказаны. Неужели дела обстоят так плохо? И человек в большей мере склонен ко злу? Не совсем так. В глубине души Понтий Пилат раскаивается в содеянном, он даже хочет вернуть все обратно, но не в силах сделать этого. Ему остается лишь мечтать о разговоре с Иешуа и прогулке с ним по лунной дороге. Все, что делают Маргарита и Мастер, делается из-за любви. И получается, что все темные дела вытекают из светлых чувств любви и преданности друг другу. А зрители представления не остаются равнодушны к судьбе Жоржа Бенгальского, пострадавшего на их глазах от рук Сатаны. И даже сам Воланд замечает: "…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних..."

Все это говорит о том, что добро и зло присутствуют в человеке, как и на земле в целом, в равных количествах. Иногда верх одерживает одно, иногда другое. Но существует незыблемое правило: тьма не может существовать без света, как и свет без тьмы. День сменяется ночью, каждый предмет на свету отбрасывает тень, добрые поступки человека сменяются злыми, без грусти не бывает радости. Этот вывод подтверждают слова Сатаны при разговоре с Левием Матвеем: "…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?…"

Роман "Мастер и Маргарита" учит нас делать выбор: открыть свою душу тьме и попасть в царство Сатаны, работать над собой, пройти все испытания, достичь цели, не прибегая к помощи Дьявола или так и не сделав этот сложный выбор, попасть в мир покоя вместе с главными героями романа. Они уже сделали выбор, но таким героям, как поэт Иван Понырев или Степан Лиходеев - директор театра "Варьете", представляется ни с чем не сравнимая возможность пересмотреть свою жизнь и избрать свой собственный духовный и моральный путь. Ведь именно от этого выбора зависит наша жизнь на земле и продолжение ее после окончания земного пути.

Часть2. Федор Михайлович Достоевский "Преступление и наказание".

Ни коим образом не пытаясь сравнить два великих творения, я хочу понять, как изменялось представление авторов о сущности человека в разные промежутки времени. На мой взгляд для этого больше всего подходит роман писателя 19 века Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Несомненно оно полностью посвящено данной теме. На протяжении всего романа в душе главного героя Родиона Раскольникова происходит спор. Но на сей раз, он происходит не в прямом смысле между добром и злом, черным и белым, а между относящимися к ним качествами: черствым разумом и человеческой совестью, чувствами. Несмотря на то, что "Преступление и наказание" было написано раньше, чем "Мастер и Маргарита", оно непосредственно связано и продолжает эту тему. Авторы не договариваясь идут по одному пути. Вначале снова побеждает темная сторона: желание быть выше остальных. Вот все решено и бывший студент убивает старушонку - процентщицу. Кажется на этом можно поставить точку, но нет, важнее всего для Достоевского было показать не процесс убийства, а внутренний мир совершившего преступление человека. И роман продолжается. На смену уверенности приходят сомнения в правильности поступка, но и этого оказывается мало. Оставшись наедине с собой, герой мечется из стороны в сторону, не в силах принять правильное решение.

Задавая вопрос, смог бы вернуться на путь истины Раскольников, если бы не встретил Соню, невольно отвечаешь: скорее всего - нет. Получается, что победа добра не возможна без помощи тех, кто уже выбрал светлый путь. Спор, происходящий внутри, лишь начало. Выбор остается за человеком. Но подтолкнуть к этому выбору должно что-то: другой ли человек или событие в жизни данного, неважно. Важно, что в одиночестве мы не в силах справиться со своими проблемами. Этот вывод подтверждает отрывок из романа "Преступление и наказание": "Он вышел; он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице ее, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору... Раскольников … тихо, с расстановкой, но внятно проговорил: - Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил."

Другой вывод, не встретившийся мне в предыдущем произведении можно сформулировать так: главным наказанием за поступки человека является его собственный внутренний мир.

Заключение.

Проанализировав два романа по одной поставленной теме, я поняла, что прочитать одно произведение из курса средней школы недостаточно. Читать надо многих классиков и только в этом случае откроется неизведанный мир, где каждый сможет стать маленьким философом или критиком. И именно такой опыт понадобится в будущей жизни.

Используются технологии uCoz